Facebook0 Twitter

Шесть человек управляют контейнерооборотом в 1,8 млн TEU? Это не фантастика, это реальность, в которой функционирует контейнерный терминал BEST в испанском порту Барселона. Как это работает?

Подлетая к Барселоне, пассажиры из окон самолетов первым делом видят не аэропорт. Их взору предстают 11 больших кранов и громадная площадка со множеством контейнеров, сложенных "кучками". Создается впечатление, что самолет пролетает над большущим полем для игры в тетрис. Но на самом деле перед нами контейнерный терминал BEST, находящийся в управлении портового оператора Hutchison Ports. Именно этот перегрузочный комплекс нам удалось посетить и детальнее разузнать о его работе.

DSC00165

Что такое BEST?

Аббревиатура BEST расшифровывается как Barcelona Europe South Terminal. Если говорить языком цифр, то BEST - это терминал с контейнерооборотом в 1,8 млн TEU (данные 2017 года), с причалом длиной в 1,5 км и глубиной - в 16,5 метров. Мощности терминала позволяют обрабатывать очень большие суда емкостью до 19 тыс. TEU. На данный момент у терминала есть собственный рекорд по размеру судов. В 2014-2015 годах на нем обслуживались суда CSCL GLOBE и MSC Oscar с такой емкостью. Сейчас руководство терминала нацелилось на прием судов вместимостью до 22 тыс. TEU.

2

Другой особенностью терминала BEST является то, что он использует необычные технологические решения, что выделяет его среди других. "Наш терминал является полуавтоматическим. Мы используем и рабочую силу, и технологии. Почему мы такие успешные? Потому что мы разделяем операции, и никто никого не ждет. В терминале, который работает в ручном режиме, такого достичь невозможно. Всегда чего-то не хватает, и кому-то приходится ждать", – говорит генеральный директор терминала Гильермо Белькастро.

DSC00029

Счастье – дело техники

После непосредственного осмотра производственных площадок слова Гильермо Белькастро подтвердились. Очередей на терминале нет, все работает без задержек. Обработка контейнеров производится в несколько этапов.

DSC00304

Вначале краны снимают контейнер с судна и кладут его на специальную площадку рядом. (В момент нашего визита на терминале не было судов, которые разгружались). Затем шаттлы подхватывают эти контейнеры и подвозят их к козловым кранам, которые размещают контейнер на одном из 27 блоков.

3

На каждом из этих блоков работает по два крана. Все они являются автоматическими. Ими управляют всего шесть человек, которые находятся в отдельной комнате и руководят кранами с помощью мониторов и джойстиков.

DSC00230

Далее контейнеры перемещаются козловыми автоматическими кранами на автомобильные полуприцепы, либо на специальную площадку, где их подхватывают грузчики и грузят на ж/д платформы.

DSC00135

Как видим, человек непосредственно участвует только в половине процессов, которые происходят на терминале. Автоматизация начинается еще при въезде на терминал. "Когда грузовик заезжает к нам, водитель с помощью компьютера выбирает необходимую услугу, и как только он сделал выбор, эти сведения попадают в систему, которая подготавливает контейнер для манипуляций, либо его грузовик едет с контейнером, определяет место для его размещения", – рассказывает Висенс Роиг, технологический директор терминала BEST.

DSC00187

Hutchison и Барселона

История Hutchison Ports в порту Барселоны началась в мае 2006 года. Тогда гонконгская компания совместно со своим испанским партнером – транспортно-логистическим холдингом Grupo Mestre (в соотношении 70% и 30%) – победила в тендере на строительство и управление новым контейнерным терминалом. Строительные работы стартовали в ноябре того же года. В процессе сооружения консорциум прекратил существование, а Hutchison Ports, выкупив долю своего испанского партнера, стала полноправным концессионером будущего объекта. В сентябре 2012 года терминал BEST официально заработал.

DSC00067

"Общий объем инвестиций в строительство и развитие терминала составил порядка 500 млн евро. Эти деньги были потрачены на намыв территории будущего терминала, подведение коммуникаций, железной дороги, покупку оборудования и так далее", – говорит Джеймс Петтифер, финансовый менеджер Hutchison Ports в странах Европы.

До прихода Hutchison Ports в Барселону на месте современного терминала существовал небольшой перевалочный комплекс с незначительным контейнерооборотом. Сейчас порт Барселона традиционно входит в десятку крупнейших контейнерных портов Европы и является третьим в Испании, после Альхесираса и Валенсии.

DSC00052

В прошлом году контейнерооборот порта Барселона составил около 3 млн TEU, из них 1,8 млн TEU – это доля терминале BEST. Остальная часть приходится на терминал конкурирующей компании – APM Terminals.

DSC00114

Секрет успеха

Как же удалось компании удалось достичь таких успехов? "Можно долго размышлять об успехе, но главный ключ заключается в обслуживании клиентов и наращивании связей с внутренними районами", – делится опытом Хорхе Морено, коммерческий директор терминала BEST. По его словам, сейчас администрация терминала усиленно наращивает транспортные связи с внутренними районами Испании и Франции.

DSC00265

Особая роль в этом процессе отводится железной дороге. Сейчас из Барселоны курсирует 14 разных контейнерных поездов в разные города двух стран. Все это привело к тому, что доля железной дороги в перевозках выросла с 8,7% в 2012 году до 15,5% в 2017 году. И это не предел. В перспективе Hutchison Ports планирует наладить аналогичное ж/д сообщение с городами Южной Германии.

DSC00102

Еще один ключ к успеху Hutchison Ports в Барселоне – это эффективность использования рабочей силы. В целом, на терминале работает менее 200 человек. Иногда, по мере необходимости, привлекаются дополнительные сотрудники. "Особенность работы Hutchison Ports за рубежом – это уважение к местному персоналу. Большинство персонала, который сейчас у нас работает, начинали еще до строительства терминала. Если все идет хорошо и люди доказали свой профессионализм, зачем что-то менять. Это правильная стратегия", – подытоживает Хорхе Морено.

DSC00202

– В Украине вы хотите создать нечто подобное? – обращаемся с вопросом к Джеймсу Петтиферу.

– Мы хотим, чтобы Украина стала 27-й страной в перечне государств, где мы работаем. У нас очень большие надежды на порт Черноморск. Мы знаем, как его запустить, думаем, у нас все получится.

DSC00096