Указ предполагает создание Национальной комиссии по регулированию транспорта (НКРТ), которую безуспешно пытаются сформировать вот уже несколько лет. Кабинет министров обязан подать на подпись главе государства проект указа через месяц после официальной публикации закона о регулировании деятельности естественных монополий в сфере транспорта.

С одной стороны, стране нужен независимый регулятор в отрасли, который не будет управляться заинтересованной стороной в лице Министерства инфраструктуры. Тем более что в других государствах деятельность естественных монополий координируется именно такими органами. "НКРТ будет независимым регулятором, который будет определять тарифную политику естественных монополий на транспорте. Комиссия будет подчиняться напрямую президенту, что оградит ее от влияния Мининфраструктуры и других ведомств", - рассказал Центру транспортных стратегий  координатор транспортного направления Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.

Однако вопрос в том, как будет реализована эта идея в условиях украинских реалий. Есть риски, что в итоге транспортники, вместо эффективной комиссии, получат очередную бюрократическую структуру, которая будет требовать денег из бюджета на свое содержание и только усложнит и без того непростую процедуру тарифообразования.

Опыт воплощения таких замыслов в других отраслях неоднозначен. Например, Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) в определенный период действительно имела влияние и активно работала с участниками рынка по вопросам формирования тарифов. В то же время Нацкомиссию по регулированию связи (НКРС) никогда нельзя было считать полноценным регулятором. Что будет представлять собой НКРТ, покажет время. В любом случае процесс будет длительным и вряд ли завершится в текущем году, поскольку Украине предстоит пережить куда более важное событие - парламентские выборы.

План действий также включает решение наболевшего вопроса упрощения процедур пограничного и таможенного контроля путем соблюдения временных нормативов, предусмотренных для этих процессов. Однако поручение вряд ли изменит статус-кво, и транзитеры будут по-прежнему искать альтернативные маршруты для доставки грузов.

Пригородная железнодорожная компания Еще одним интересным моментом документа является подготовка бизнес-плана проекта пригородной железнодорожной компании на одном из направлений Киевского узла. Напомним, что перевозка пассажиров электро- и дизель-поездами всегда была одним из самых убыточных видов деятельности для "Укрзализныци". В частности, доходы от них по итогам 2011 года составили 422,4 млн грн, а затраты - 3,59 млрд грн. Ситуация осложнялась тем, что пригородным сообщением, как правило, пользовались люди, имеющие определенные льготы. В то же время заказчики этих услуг - областные администрации и ряд министерств и ведомств - практически не выплачивали Госадминистрации компенсацию в полном объеме.

"Наша задача - создать пилотный проект пригородной железнодорожной компании, учредителями которой выступят Киевская горгосадминистрация, Киевская облгосадминистрация и "Укрзализныця".

Словом, пригородные перевозки совершенно себя не окупают. И власти обсуждали различные варианты решения проблемы, например, монетизацию льгот, которую пока не воплотили в жизнь. Однако сложность также заключается в том, что привлечь более платежеспособных пассажиров практически невозможно из-за низкого качества услуг. Судите сами: 56,2% электропоездов и 86,6% дизель-поездов эксплуатируются за пределами срока службы. А устаревший и некомфортный подвижной состав вряд ли понравится людям, готовым платить за сервис.

"Наша задача - создать в Украине пилотный проект пригородной железнодорожной компании, учредителями которой выступят Киевская горгосадминистрация, Киевская облгосадминистрация и "Укрзализныця". Нужно искать выгодную модель, которая обеспечит более высокий уровень сервиса и экономической эффективности пригородных перевозок. Сегодня качество услуг настолько низкое, что пассажиры перестают ими пользоваться, в результате чего железная дорога теряет платежеспособный сегмент. Необходимо выработать оптимальный механизм в рамках одного региона, а затем уже применять его в других областях", - отмечает Александр Кава.

В обход Киева План действий также предусматривает включение в новое расписание движения дополнительных остановок на станциях "Киев-Московский", "Дарница" и "Святошин" для поездов дальнего следования. Такие шаги позволят снизить нагрузку на центральный вокзал столицы и облегчить поездки жителям левобережной части Киева.

Кроме того, президент поручил главе правительства, Мининфраструктуры, Минэкономразвития и "Укрзализныце" к октябрю подготовить технико-экономическое обоснование строительства нового и реконструкцию существующего пути для курсирования транзитных грузовых поездов в обход Киева. В частности, предполагается электрификация участка Бахмач-Гребенка-Золотоноша-Канев с восстановлением около 30 км полотна на направлении Канев-Мироновка. Данное решение вызвано желанием пустить транзитные грузопотоки по железной дороге в обход Киева для более эффективного использования городской инфраструктуры под пассажирские перевозки.  Ведь основной маршрут движения "товарняков" - северное полукольцо, которое сейчас также используется городской электричкой. Пока что инфраструктура справляется с нагрузкой, и обходные пути скорее являются вопросом более далекой перспективы. "Сейчас нет необходимости строить обход, поскольку движение электричек не влияет на грузовые поезда. Мы выбрали время, которое позволяет выдерживать и пассажирские поезда, и грузовые. И сегодня загрузка товарными составами через станцию "Киев" во много раз меньше, чем она была когда-то. И нет необходимости строить обводы, с учетом того, что мы сейчас заканчиваем мост, у нас уже четыре пути, и будет выход на Новоукраинку", - объясняет заместитель министра инфраструктуры Владимир Корниенко.

Глава государства также предусмотрел в плане обеспечение равного доступа к объектам железнодорожной инфраструктуры общего пользования, которого необходимо достичь к декабрю текущего года. Помимо этого, предполагается передача непрофильных активов "Укрзализныци" на баланс Фонда государственного имущества Украины. Впрочем, о каких видах деятельности идет речь, чиновники пока говорить не готовы, поскольку список еще не составлен. Соответствующее решение должно быть принято к сентябрю. И если оно затронет такие направления, как производство щебня, то железнодорожники могут лишиться собственного источника строительного материала для путевых работ.

Интересным проектом является и внедрение пилотных проектов системы диспетчеризации с использованием спутниковых систем навигации. Таким образом будет регулироваться движение городских автобусов, троллейбусов и трамваев в Киеве, Харькове, Донецке и Львове. План также предусматривает создание интернет-ресурса для информирования о движении этих транспортных средств. Реализовать идею предполагается в декабре.

Спутниковая диспетчеризация готовится и на межобластных автобусных маршрутах. И запустить ее в работу планируется в октябре. Говорить о данном документе можно еще очень много. Ведь он содержит достаточно много конструктивных намерений, помимо вышеперечисленных. В частности, план предполагает разработку проектно-изыскательских работ для расширения пропускной способности железных дорог на подходах к портам. Однако вопрос в том, что удастся реализовать Украине в непростом 2012 году, который  отнимет немало ресурсов на проведение Евро и выборов в Верховную Раду.