Кроме самолетов Boeing, которые принадлежат крупным коммерческим авиакомпаниям, среди тысяч воздушных судов, зарегистрированных в Украине, есть частные авиалайнеры и вертолеты известных украинских бизнесменов. И хотя имена бизнесменов прямо не обозначены в реестре Госавиаслужбы, все равно легко определить, какие компании с ними связаны. Об этом пишет Kyiv Post, передает avianews.com.

К примеру, частными самолетами владеют предприятия украинских миллиардеров Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и Сергея Таруты. Среди владельцев других воздушных судов - экс-министр транспорта Евгений Червоненко и оффшорные компании, чьи учредители связаны с покупкой скандальных "вышек Бойко".

По данным Kyiv Post, два воздушных судна, зарегистрированные авиавластями страны, опосредствованно связаны с президентской семьей. Одно из них находится в пользовании Руслана Цыпакова, основателя Ferrari Team Ukraine. Он плотно общается и участвовал в авто-ралли с Виктором Януковичем - младшим сыном президента. По данным Госавиаслужбы, Цыпаков летает на вертолете Bell 206L1, который принадлежит его компании Metal Union.

Владельцем второго оказался Сергей Кузяра, советник министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого. По данным "Forbes Украина", Кузяра работал на старшего сына Виктора Януковича - Александра с конца 2011 года. В это же время его компания "Продакс" прославилась многочисленными победами в государственных тендерах. По информации Госавиаслужбы, Кузяра значится владельцем 4-местного самолета Diamond DA40.

Украинская компания DF Aviation, созданная в 2011 году и аффилированная с Group DF Дмитрия Фирташа, использует два вертолета Agusta. Один из топ-менеджеров группы Олег Кикта владеет собственным самолетом - 2-местным K-10 Swift.
"Метинвест" Ахметова владеет Pilatus PC 12/47E, который вмещает до девяти пассажиров. Вместе с тем, у главы компании Игоря Сырого есть небольшой 4-местный Diamond DA 42 NG.

В целом, корпоративные самолеты или вертолеты есть у многих крупных компаний. Среди них - DTEK Рината Ахметова, "Амстор" Вадима Новинского, пивоваренная компания "Оболонь" (контролируется Александром Слободяном), "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка. Своим авиафлотом может похвастаться "Индустриальный союз Донбасса": его дочерняя компания ISD Avia арендует три самолета и два вертолета, в основном у оффшорных компаний, расположенных на Британских Виргинских островах.

Вертолет Bell 427 используется компанией "Випфилд", которую связывают с Валерием Омельченко. Депутат Верховной Рады седьмого созыва, он более известен как зять Василия Джарты, который возглавлял Совет министров Крыма.

Два зарегистрированных в Украине воздушных судна принадлежат лондонской Globewood United LLP. До 2012 года ею владели два оффшора Milltown Corporate Services Ltd и Ireland & Overseas Acquisitions Ltd. Они известны в связи с покупкой нефтяных вышек подразделением "Нафтогаза", которая считается одним из крупнейших проявлений коррупции за последние годы.

Примечательно, что два Airbus A319 СКМ зарегистрированы на небольшом Карибском острове Аруба, популярном месте регистрации воздушных судов. Небольшой реактивный Dassault Falcon 900, принадлежащий СКМ, тоже зарегистрирован на Арубе. Большинство украинских богатейших бизнесменов тоже не регистрируют свои самолеты в Украине.

Пресс-секретарь Ахметова Елена Довженко сообщила Kyiv Post, что единственный акционер СКМ Ринат Ахметов не владеет собственными самолетами, но использует суда компании. По ее словам, "нынешнее украинское законодательство не дает возможности эффективно обслуживать самолеты, не относящиеся к бизнес авиации". "Кроме того, операционное и техническое обслуживание, а также ремонт легче проводить для самолетов, которые зарегистрированы на компанию-нерезидента Украины", — объясняет Довженко.