Протекционистские меры правительства на автомобильном рынке позволили украинским производителям серьезно потеснить импортеров. Несмотря на скидки и различные программы лояльности, импортные автомобили все равно остаются на 10-15% дороже украинских аналогов, в результате чего снижается их ввоз в страну. Об этом пишет Коммерсантъ-Украина.

По данным ассоциации "Укравтопром", в ноябре рост производства составил 1,9% (до 5,8 тыс. ед.) к ноябрю прошлого года. Падение производства за 11 месяцев все еще значительное - около 40%, но все же меньше 63% по результатам первого квартала. "Это последствия введения специальных пошлин и утилизационного сбора", - говорит исполнительный директор Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ) Николай Черныш. Как известно, пошлины действуют с апреля, сбор - с сентября.

В целом в 2014 год украинские заводы ожидают выпустить 110-120 тыс. автомобилей, сообщил первый замминистра промышленной политики Николай Евдокименко. По его словам, подстегнуть продажи на локальном рынке сможет планируемый запуск программы выкупа автомобилей старше десяти лет.

Протекционизм на авторынке сыграл на руку группе АИС, владеющей КрАСЗ. Компания наладила выпуск всей линейки китайской марки Geely, что позволило ей, единственной среди украинских автопроизводителей, нарастить производство. В корпорации "Богдан" также достигли соглашения о производстве китайских автомобилей: JAC, Great Wall и Lifan. Однако в компании сделали ставку с прицелом на экспортные рынки и несколько месяцев практически не выпускали автомобили, ведя подготовку к полномасштабному производству JAC.

В то же время на "Еврокаре" и Запорожском автозаводе (ЗАЗ) ситуация пока значительно не улучшилась.
Намного лучше обстоят дела у производителей в плане продаж. С мая ЗАЗ стал лидером по количеству реализованных автомобилей, а в январе-ноябре завод продал 16,4 тыс. ед. (+2% к аналогичному показателю 2012 года). АИС продала 2,9 тыс. ед. Ssang Yong (+22%). "Богдан" реализовал 3,6 тыс. ед. (+95,9%). Продажи снизились лишь у "Еврокара" - на 11% до 10,5 тыс. ед. В "Еврокаре" это объясняют тем, что с начала года происходили замена флагманской модели Octavia A5 на A7 и запуск Rapid. Украинские предприятия смогли увеличить долю на локальном рынке почти вдвое в сравнении с первыми месяцами года (с 16% до 30%), рассказал Евдокименко.

Соответственно, у импортеров происходит спад. В январе-ноябре среди топ-10 продажи упали у Hyundai - на 16,7% до 15,7 тыс. ед., Kia - на 18,4% до 11,4 тыс. ед., Volkswagen - на 15,7% до 11,1 тыс. ед., Nissan - на 4% до 10 тыс. ед., Renault - на 14,3% до 9,5 тыс. ед. (данные AUTO-Consulting). Сохранить продажи на уровне 2012 года удалось Toyota, во многом за счет поставок в октябре и ноябре крупной партии автомобилей модели Prius по договору с МВД, а также Ford.